Дополнительное профессиональное образование

в образовательных организациях, подведомственных Минобрнауки России

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

  • Федеральный округ: Северо-Западный федеральный округ
  • Субъект РФ: г. Санкт-Петербург
  • Телефон: (812) 232-9704
  • E-mail: org@mail.ifmo.ru

Сопровождение инклюзивного образования в ВУЗах и ССУЗах

Конечной целью разработки программы дополнительного образования является обеспечение доступности профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Инклюзивное образование предполагает реализацию ценностей равенства, взаимного признания, социальной справедливости и участия в жизни общества всех групп населения. Образовательные учреждения среднего полного и общего образования играют в реализации идей инклюзии ведущую роль, также к ним подключаются средние и высшие профессиональные образовательные учреждения. Это позволяет группам с ограниченными возможностями здоровья овладеть профессией, важной и нужной для общества, а также интересной для самого человека. В дальнейшем это влияет на повышение активности людей с ОВЗ в жизни общества, позволяет материально обеспечивать себя и свою семью. Для людей с ОВЗ профессиональное образование приносит реализацию потребностей в принятии, признании их достижений и заслуг, в общении, в участии в социальной жизни. Однако, для реализации данной деятельности нужно создать условия доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья: это обучение преподавателей основным методам работы с людьми с ограничениями в принятии информации (слабослышащие и слабовидящие), методам общения и помощи людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата и речевыми нарушениями, а также знакомство с особенностями эмоциональной и поведенческой сферы людей с соматическими заболеваниями. При реализации инклюзивного профессионального образования разные группы людей с ОВЗ имеют отличающиеся образовательные потребности. Учет этих потребностей в работе и индивидуальный подход к обучающемуся, а также принятие и передача ценностей инклюзивного образования являются основными задачами дополнительной программы по работе с людьми с ОВЗ в ВУЗе и ССУЗе. Следует оговориться, что в инклюзивное профессиональное образование трудно включиться людям со значительными нарушениями здоровья, однако мы также уделяем особое внимание и создаем отдельный раздел по инклюзии людей с нарушениями сильной степени и методам работы с ними. В данную программу не включены разделы, посвященные работе с людьми с эмоциональными, поведенческими нарушениями, т.к. во взрослом возрасте эти задачи решаются самостоятельно на уровне специализированных центров и служб помощи, а также не включены разделы по особенностям работы с людьми с интеллектуальными нарушениями и с расстройствами аутистического спектра. Это задачи, которые решаются в специализированных профессиональных образовательных учреждениях. Актуальность программы обусловлена тем, что для реализации программы «Доступная среда» в России предусмотрено создание условий работы для людей с ОВЗ, однако для того, чтобы созданные условия использовались преподавателями и администрацией ВУЗов и ССУЗов нужна также педагогическая и ценностная поддержка инклюзивного образования. Создание доступной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ также предполагает создание адаптированных образовательных программ и индивидуализацию профессионального образования для людей с особыми образовательными потребностями. Преимуществом нашей программы является комплексный подход в создании доступной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ; обучение педагогической и методической работе с лицами с ОВЗ, которая включает создание педагогических условий и обучение методам общения; передача профессионального опыта сотрудников Центра сопровождения инклюзивного образования Университета ИТМО; обсуждение ценностей и смыслов доступного образования для лиц с ОВЗ; обеспечение поддержки инклюзивного образования в регионе Санкт-Петербурга; создание условий использования доступной среды в ВУЗе и ССУЗе. Это обеспечит профессиональное образование и развитие людей с ограничениями здоровья, что в итоге приведет к улучшению их качества жизни и повышению уровня занятости людей с ОВЗ.

  • Направление: Другое
  • Вид дополнительного образования: Повышение квалификации
  • Категория слушателей: руководящие работники, специалисты с высшим и средним профессиональным образованием
  • Данная ДПОП рассчитана на слушателей, занимающихся следующим видом экономической деятельности: Другое
  • Объем: от 72 до 249 часов
  • Форма обучения: возможны различные формы обучения
  • Реализация: По договорам и с физическими, и с юридическими лицами
  • Документ, выдаваемый по окончании обучения: Удостоверение о повышении квалификации
  • Ответственный за набор слушателей: Мальчукова Анастасия Леонидовна
  • Телефон ответственного лица: (812) 457-18-03
  • Электронный адрес: malchukova@corp.ifmo.ru
  • Учебно-тематический план ДПОП
  • Форма заявки на данную ДПОП